​Так ли опасно вязкое масло?

11 июля 2019

масло в машину фото

Сразу развеем сомнения: опасность вязкого масла в большинстве случаев - преувеличение, поднявшееся на волне популярности 0W30, 0W20 и других маловязких жидкостей. В очень редких случаях проблемы с двигателем вызваны именно консистенцией жидкости, скорее всего, причина поломки совершенно в другом.

Как бы то ни было, поговорим о вязких и невязких маслах, о том, настолько ли они опасны, и стоит ли их избегать.

Основа основ — классы вязкости по SAE

Масла классифицируются по стандарту Society of Automotive Engineers, сообщества автомобильных инженеров, которое чаще всего сокращается до простой аббревиатуры SAE. В маркировке 5W30 первая цифра обозначает, насколько масло вязкое при низких температурах, вторая — вязкость при высоких. Каждый продукт проходит ряд тестирований в разных температурных диапазонах прежде чем получить свою маркировку. Всё не просто так!

Однако все эти цифры — не жёсткая величина, а некий диапазон. С ростом температуры постепенно изменяются параметры вязкости. При холодном старте мотору бывает очень непросто, особенно на маслах типа 10W40 и 15W40. Однако температура растёт, вязкость снижается, и наконец, где-то в пределах 80ºС указанные выше супервязкие типы становятся менее вязкими, чем то же 5W40.

Рабочая температура двигателя — около 100–110ºС, с ней хорошо справляются все виды моторных жидкостей. Но есть нюанс: стоит мотору нагреться чуть сильнее, как условное 5W40 становится слишком жидким.

Конечно, это работает и в обратную сторону. И конечно, на характеристики влияют другие факторы: длительность поездки, температура за бортом, состояние двигателя. Масла изменяют свойства и в процессе эксплуатации — из них вырабатываются загущающие присадки, при низких температурах начинают работать те добавки, которые увеличивают текучесть.

Характеристики — это диапазон, спектр. Никто не станет производить автомобильные средства, откровенно вредящие системам, ими просто не станут пользоваться.

Двигатель не настолько хрупок, как кажется

И то же касается мотора: он разработан так, чтобы повышение вязкостных характеристик на пару порядков было ему безразлично. Рекомендации — это рекомендации, ни один производитель не создаст двигатель, которому подходит только масло определённой вязкости. Даже при чётком соблюдении рекомендаций он всё равно какое-то время работает совсем не на рекомендованных величинах, вне зависимости от того, в какую сторону перекос.

Слишком вязкое моторное масло в долгосрочной перспективе может сказаться на рабочих характеристиках мотора: повредятся маслонасос, клапан, регуляторы. Но это не критично и не страшно — да и в целом, вероятность таких «травм» весьма ничтожна.

А вот использование слишком маловязких разновидностей может быть чревато — им опасен любой перегрев, при котором они приобретают консистенцию водички. К чему это может привести вашего «стального коня», догадаться несложно.